Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Зубоврачевание в Михайловском уезде

13.04.2021
196
0
История зубоврачевания в Михайловском уезде Рязанской губернии.

Михайловский уезд Рязанской губернии существовал с 1778 по 1924 год, потом он на пять лет пропал с карт как отдельная административно-территориальная единица, растворившись своими землями между Скопинским и Рязанским уездами. В 1929 году из территорий Гагаринской и Михайловской волостей Скопинского уезда был образован Михайловский район.

Что мы знаем об истории зубоврачевания на Михайловской земле?

Первую попытку открытия кабинета в Михайлове предпринял некий дантист Хаст, подавший прошение об открытии кабинета в городе в 1904 году. Однако, сведений о начале и продолжении им практики в Михайлове не сохранилось. Поэтому первым михайловским дипломированным дантистом можно считать Бейлу Шмуйловну Гинзбург, открывшую свой кабинет на улице Зарайской (предположительно, улица существовала в районе улиц Пронской и Садовой) в доме Горетовской в 1909 году.

г. Михайлов, ул. Пронская. В этом районе находилась ул. Зарайская,
где в доме Горетовской был открыт первый в Михайлове зубоврачебный кабинет.

В Адрес-календаре за 1911 год в Михайлове уже числится два специалиста. Помимо упомянутой Гинзбург, на улице Троицкой (ныне 1-й Пронский переулок) в доме Чеснокова работает зубной врач Евдокия Васильевна Мартыненко-Михайлова.

г. Михайлов, ул. Троицкая.

В 1914 году кабинет в Михайлове открывает Рена Меерсон, а в 1917 — Лидия Михайловна Васильева-Мисинская.

В 1918 году в Михайловском уезде имели практику пять зубных врачей: Лидия Михайловна Васильева-Мисинская, Мария Николаевна Рыжкина (в с. Ерино), Маргарита Петровна Иванова, Мария Васильевна Щёголева, Наталья Николаевна Романова.

Для создания системы бесплатной государственной зубоврачебной помощи, разработанной П.Г. Дауге в 1918 году, требовался значительный ресурс оборудования, инструментария, соответствующих помещений и специалистов. Ни денег, ни времени на обучение профессионалов новой идеологической формации у молодой Советской республики не было. Поэтому единственным «строительным материалом» новой системы оставался корпус частного зубоврачевания — кабинеты, лаборатории и люди, работающие в них. Инструментами этого строительства стали реквизиция и трудовая мобилизация. Ход национализации в Рязани и уездах не был единообразным. Например, в Рязани и Скопине построение государственной системы зубоврачевания осуществлялось мягко, путём компромисса и взаимодействия с врачебным сообществом. В большинстве уездов национализация велась под знаменем искоренения частного зубоврачевания — безапелляционно и репрессивно, со всем напором накопленной классовой неприязни.

Национализация зубоврачебного имущества в Михайловском уезде — пример жесткого и бескомпромиссного действия властей в отношении медиков. Вопреки указаниям Губздравотдела о приостановке действий в отношении зубоврачебных кабинетов (циркуляр N°2248 от 28.02.1919) местные власти руководствовались исключительно циркулярами 1918 года и объявленным в них принципом искоренения частной практики.

Рекомендации о приостановке национализации до публикации инструкций и порядка процедуры не были учтены. В феврале 1919 года лечебным подотделом при михайловском уездном Совете рабочих и крестьянских депутатов «мероприятия, связанные с желанием Узравотдела прекратить спекулятивную вакханалию и упорядочить зубоврачебную помощь» были проведены. Имущество пяти михайловских зубных врачей было изъято и их частная практика прекращена. Дантисты были принудительно привлечены к работе в созданные на скорую руку и недооснащённые амбулатории.

Работа в лечебнице также была организована Уздравотделом вопреки нормативным требованиям: с больных взималась плата за лечение, что противоречило принципу бесплатности медицинской помощи, а на вырученные деньги закупались стоматологические материалы, минуя процедуру заявок через Губздравотдел.

Жалоба михайловских зубных врачей на действие властей, 1919 год.

Подобное самоуправство не осталось незамеченным центром и повлекло чреду разбирательств, поводом для которых стало совместное заявление михайловских зубных врачей Мисинской, Рыжкиной, Ивановой, Щёголевой и Романович. Они обратились в Губздравотдел с жалобой на неправомерную национализацию их кабинетов, отсутствие оплаты оплаты за реквизированные «трудовые» кабинеты и неоплачиваемую работу в созданных государственных амбулаториях. В заявлении они подробно перечисляют все нарушения в работе Уздрвотдела по организации зубоврачебной помощи. Уездное начальство на запросы центра отвечало формально, оправдываясь требованиями и обстоятельствами революционного времени.

Разбор конфликта к полезному для михайловских зубных врачей результату не привёл. Наоборот, демарш несогласных дантистов повлёк за собой ужесточение условий существования, повышенное внимание и прессинг уездных властей. Документа, обязующего Умедсанотдел вернуть неправомерно реквизированное имущество из центра так и не поступило. Средствами для материальной компенсации национализированных кабинетов ни губернские, ни уездные власти тоже не располагали.

В октябре 1919 года михайловский зубной врач М.П. Иванова обращается к заведующему зубсекцией губздравотдела И.А. Равичу-Щербо:

«Уважаемый коллега! Давно уже я жду обещанной бумаги, относительно возврата кабинетов михайловским зубврачам, но до сих пор от Вас ничего нет. У нас же дела обстоят скверно: вчера заведующий медсанотделом был в учреждении, где я служу, и заявил мне официально, что завтра, 24-го с/м я буду арестована за отправку «своей» бормашины в починку, и что кабинет он не возвратит ни в коем случае, даже по приказанию не только губернии, но и центра, он не хочет разрушать то, что создал своими руками. Если возможно, пришлите, пожалуйста, бумагу с сим подателем письма. Авось посидеть в тюрьме придётся не особенно долго, а что меня посадят, я в этом уверена. Заведующий настоит на своём. Будьте добрым, не задерживайте бумагу и не заставляйте сидеть в не совсем приятном месте. Желаю всего наилучшего, М.П. Иванова, Михайлов, окт 23-19»

Как был разрешён именно этот конфликт — была ли Иванова арестована, оказали ли ей помощь из губернского центра — неизвестно. Но есть сведения, что М.П. Иванова была мобилизована и с 1920 по 1922 годы находилась на службе в армии. Видимо, заведующий уездным медсанотделом посодействовал устранению неудобного зубного врача.

Переписка заведующей михайловской зубамбулатории Марии Щёголевой с Губздравотделом, 1919 год. 

Таким образом, частная зубоврачебная практика в Михайловском уезде уже в начале 1919 года была прекращена полностью. Из пяти действующих до революции кабинетов не осталось ни одного. Щёголева заведовала михайловской зубной лечебницей, Мисинская и Романович были прикреплены к городской амбулатории, Рыжкина работала в зубкабинете Еринской амбулатории. Но и эта зуболечебная сеть, созданная кнутом трудового принуждения, существовала нестабильно. В 1922 году Михайлов перестал отчитываться о количестве посещений в зубамбулаториях.

Только к 1929 году зубкабинеты в Михайловской районной амбулатории и Еринской больнице были восстановлены и продолжили работу.


Мы продолжаем собирать информацию об истории зубоврачевания в уездах Рязанской губернии для книги «История рязанской стоматологии» и обращаемся к историкам, краеведам, исследователям родного края за информацией и помощью. Если вы обладаете фотографиями, сведениями о становлении стоматологической помощи в вашем городе или биографиями значимых представителей профессии, поделитесь, пожалуйста, с нами этими материалами.